YES
Yes. "Утверждение". Страна: Великобритания. Состав исходный: Chris Squire (bass, единственный неизменный участник всех альбомов группы, держатель авторских прав на использование названия Yes), John Anderson (vocals), Tony Kaye (keyboards), Peter Banks (guitars), Bill Bruford (drums).
1971 год (3-й альбом): уходит Питер Бэнкс (Flash, solo), его замещает виртуоз Steve Howe (ex-Tomorrow).
1971 (4-й альбом): уходит Тони Кэй, вместо которого приходит легендарный Rick Wakeman (ex-Strawbs).
1972 год: без изменений.
1973 год: уходит Брафорд (King Crimson, UK, solo), принимается Alan White (ex-John Lennon).
1974 год: с головой в соло-карьеру окунается Уэйкман. Ему на смену идет Patrick Moraz (ex-Main Horse).
1977 год: в группу возвращается Рик Уэйкман. Морац работает соло и - параллельно в Moody Blues.
1978 год: без изменений.
1980 год: в соло-карьеру пытается уйти Ион Андерсон, поет - Trevor Horn (ex-Buggies); вновь уходит Уэйкман, за клавишными - Geoff Downes (ex-Buggles).
1983 год: возвращается Ион Андерсон, а Тревор Хорн становится продюсером Yes (до 1988 года); Даунс и Хоу организуют Asia: за клавишные встал старый приятель Тони Кэй, а гитаристом принят человек родом из Южно-Африканской республики Trevor Rabin (ex-solo, Manfred Mann's Earthband).
1987 год: без изменений.
1989 год: Андерсон снова уходит из группы. Вместе со старыми коллегами Хоу, Уэйкманом и Брафордом (басист -Tony Levin из King Crimson) они наруливают новый проект под своими собственными именами (аббревиатура - A.B.W.H). Почти весь музыкальный материал здесь принадлежит перу Стива Хоу (за Андерсоном - лирика, участие остальных в композиции незначительно). Собственно Yes со Сквайром во главе готовят альбом к 1991 году-вчетвером (на вокале -гитарист Рэбин, второй голос, как обычно - у Сквайра).
1991 год: готовы к микшированию оба альбома старых друзей-соперников: очередной - Yes, и второй - ABWH. Всем известно, что популярность Yes с приходом Рэбина еще более возросла, а старое звучание, на которое ориентирован новый проект, нынче не особенно в моде. Особенно тяжело разрываться Андерсону, который в результате и склонил всех к объединению.
Подумали-подумали, отбраковали по паре вещей, взяли да и перемикшировали оба материала, написанных независимо, в один альбом под старым названием. Восемь человек основного состава представлено на альбоме,
который так и назвали "Объединение": Сквайр, Рэбин, Уайт, Кэй, Андерсон, Хоу, Брафорд, Уэйкман. Плюс басист Тони Левин, да еще дюжина вспомогательных музыкантов, к услугам которых пришлось обратиться при микшировании для придания этому необычному альбому "ровного" саунда. Вот и получилось 70 минут.
Само собой, в подобном виде группа существовать не могла. Возвратился в третью реинкарнацию King Crimson Брафорд, продолжили сольные дела Хоу и Уэйкман.
1994 год: состав 1983-87 годов.
Yes в числе тех, чьи имена просто приятно повторять:
Genesis, Pink Floyd, Marillion, Jethro Tull, Van Der Hammill... Классика, высший пилотаж, арт-роковая революция. И хотя Yes, по условиям алфавита находящийся в конце книги, уже столько раз "подвергался" у нас сравнениям, что только по ним уже можно иметь достаточное представление о гениальном творчестве группы, о нем и лишнего сказать не грех.
Дебютный альбом группы, вышедший параллельно с Genesis, выглядит внушительнее их, но все же более наивно, чем первые работы Pink Floyd и King Crimson. На втором диске Yes все еще искали себя и поэтому по всем статьям проиграли и Genesis, и Van Der Graaf, и Jethro Tull. Лишь с приходом Стива Хоу из третьего альбома получается настоящий арт-роковый шедевр. Манера Yes отличается от остальных классиков жанра:
классический сонатный фундамент проглядывает не столь часто сквозь футуристические нагромождения гитарно-клавишных аранжировок. Когда появился Уэйкман, этот фундамент стал, естественно, виднее, но общий замысел (основные авторы всего ранне-среднего периода -Андерсон, Сквайр и Хоу) не позволял обожателю классики "злоупотреблять", и его работа в составе Yes значительно отличается от сольной, просто сотканной из сонат.
Подобного подхода к развитию прогрессивного рока, с длинными и мудреными эпическими пьесами, пространными текстами об окружающей природе, группа придерживалась вплоть до 1978 года, исключая экспериментальный альбом "Fragile". Он создавался
"раздельно" каждым из пяти участников и совершенно не подчиняется какой-то концепции, хотя поет Андерсон о природе и тут. Кроме оговоренного "The Yes album", шедеврами стали стилистически ему подобные программы 1972 и 1974 годов, а также более скоростной и сонатный "Tormato" 1978 года.
Все остальные диски периода 1971-1978 чуть не дотянули до высшего балла: это выпадающий из концептуальной "обоймы" альбом "Fragile", развернутый, но местами эклектичный "Сказки Топографических океанов", и контрастный "Going for the one", где лучшая Отдельная вещь группы - 16-минутная "Awaken" -соседствует с ELO-подобной "Wonderous stories".
На "Драме" показывал чудеса новобранец Джефф Даунс, запросто соперничая с Уэйкманом, а если бы на конверте дяденьки с "Атлантик" не написали, что поет некто Хорн, все бы думали, что это Андерсон. Это был последний диск Yes, выдержанный в их "фирменной" манере, и тоже почти шедевр. Пока Андерсон занимался небезынтересными экспериментами с Vangelis в стиле New age, а где-то уже позабытый Морац от клонирования Уэйкмана пришел к собственному арт-н-джазовому авангарду, Сквайр познакомился с Тревором Рэбином. Тот умеет играть на акустической гитаре классику, и еще как (слушай концерт 1985 года "YesSolos"), но душой его тянет к синтезу арта и мощного хард-рока. Идея понравилась и Сквайру, и Уайту. Вернули скитальца Кэя - да еще с солидным багажом мелодий (один из главных авторов альбома 1987 года), а тут и Андерсон одумался. Хорн вне студии пел слабо, да еще в очках и при костюме. Зато продюсером он всегда был отменным. Пушечный выстрел альбома "90125" в 1983 году - это также и его заслуга, хотя основная - Рэбина.
Свежая кровь африканского еврея полилась по венам северного ансамбля, а хиты, подобные "Owner of a lonely hearts", сделали из старой легенды арт-рока новую звезду модерн-хард-рока. К чести Yes, на сделку с поп-музыкой они не пошли, и как выяснилось, изящный хард-н-арт (но с обязательным присутствием и ранних форм - хотя бы в двух-трех вещах) тоже может собирать стадионы.
Это наглядно показало мировое турне 1984-85 годов. Все три альбома новой пятерки (1983, 1987, 1994) - не шедевры арт-рока, но великолепие хард-н-арта. Из двух оставшихся попыток возвратиться к старому звучанию (1989 и 1991) удалась только первая, а смешение разных программ в единое целое было ошибкой: этот альбом интереснее разве что дебютных (1969, 1970).
Дискография: "Yes"-й1969, "Time and a word"-й1970, "The Yes album"-й1971, "Fragile"-й1971, "Close to the edge"-й1972, "Tales from Topographic oceans" (2CD)-й1973, "Relayer"-й1974, "Going for the one"-й1977, "Tormato"-й1978, "Drama"-й1980, "90125"-й1983, "Big generator"-й1987, "Union" (2LP=1CD)-й1991, "Talk"-й1994 (c 1969 no 1987: ATLANTIC Records, 1991: ARISTA Records, 1994:
VICTORY Records).
Дискографии Рика Уэйкмана и Стива Хоу - в соответствующих отдельных материалах. Соло - Питер Бэнкс - см. Flash
A.B.W.H.: "Anderson-Bruford-Wakeman-Howe"-й1989 (ARISTA Records). Странно, что основного автора поставили последним.
Jon Anderson-solo: "Oilas of sunhillow"-й1976 (и другие).
Jon Anderson & Vangelis: "Short stories "-й1980, "The friends of Mr. Cairo"-й1981, "Private collection"-й1983, "Page of life"-й1991.
Chris Squire-solo: "Fish out of water"-й1975. Alan White-solo: "Ram Shackle"-1976.
Trevor Rabin: "Boys will be boys"-й1976, "Croak and grunt in the night"-й1977 (оба как Rabbit in South Africa), "Trevor Rabin"-й1978, "Face to face"-й1979. "Wolf"-й1981.
Patrick Moraz: "Refugee"-й1974 (как Refugee), "The story of I"-й1976, "Out of the sun"-йl977, "Patrick Moraz"-й1978, "Coexistence"-й1980, "Music for piano and drums"-й1984, "Time code"-йl 985, "Human interface "-й1987, "The windows of time "-й1994.
Geoff Downes и Trevor Horn (как Buggies): "The age of plastic"-й1979, "Adventures in modern recording "-й1980.